О новой «дачной амнистии» и бесплатной приватизации садовых земельных участков

15 августа 2022 г., понедельник

Этим летом произошли важные изменения в законодательстве. Так, с 1 июля  продлен еще на пять лет срок «дачной амнистии». А с 14 июля текущего года  - продлен срок бесплатного предоставления земельных участков членам СНТ и ОНТ. Что это все значит для граждан, сегодня разберемся с­­­­­ начальником отдела государственной регистрации недвижимости Управления Росреестра по Республике Татарстан Эндже Мухаметгалиевой.

 

Оформление земли в садовых товариществах

 

- К счастью садоводов и дачников продлился срок бесплатной приватизации садовых земельных участков. Давайте разъясним, кто может воспользоваться данным правом и что нужно для этого сделать?

 

- До 1 марта 2031 года воспользоваться этим правом, то есть получить участок у органа местного самоуправления без торгов, могут члены садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ, созданных до 1 января 2019 года,  а также члены СНТ и ОНТ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций. При этом члены указанных организаций имеют право приобрести земельный участок в собственность бесплатно без проведения торгов независимо от даты вступления в их члены.

 

- Любой ли земельный участок может бесплатно оформить в собственность садовод?

 

- Важно, чтобы земельный участок соответствовал в совокупности  следующим условиям:

 

 1. Этот участок должен быть образован из земельного участка, который был предоставлен садоводческому или огородническому товариществу (или иной организации, при которой  создавалось указанное товарищество), до вступления в силу Земельного кодекса РФ, а именно до 30 октября 2001 года.

2. Этот земельный участок должен быть распределен гражданину как члену садоводческого или огороднического объединения по решению общего собрания либо на основании иного документа, который устанавливает распределение земельных участков в объединении садоводов-огородников. Такое решение должно храниться в правлении СНТ, и выписку из данного решения (выписку из протокола общего собрания членов СНТ) можно запросить у председателя садового объединения.

3. Земельный участок не должен быть ранее предоставлен члену указанной некоммерческой организации.

4. Этот земельный участок не должен быть изъят из гражданского оборота, не ограничен в обороте, а также в отношении такого земельного участка не должно быть принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд.

 

- Допустим, земельный участок соответствует всем требованиям. Что дальше?

 

- Согласно Земельному кодексу РФ предоставлением земельных участков занимаются органы местного самоуправления (ошибаются те граждане, которые сразу идут в Росреестр. Мы не предоставляем земельные участки, а регистрируем права на них на основании уже имеющихся у граждан правоустанавливающих документов). Соответственно, заявление и необходимые документы (схема расположения участка и протокол общего собрания членов СНТ о распределении участка) нужно подавать в администрацию того муниципального образования, на территории которого находится участок.

     Проверив документы, муниципалитет принимает решение (постановление) о бесплатном предоставлении участка в собственность гражданина и не позднее 5 рабочих дней с даты принятия этого решения самостоятельно направляет указанный акт в электронном виде в Росреестр для государственной регистрации права. Результатом регистрации права будет являться выписка из ЕГРН.

   Надо отметить, что в данном случае гражданину также не придется платить госпошлину за государственную регистрацию права.

 

- Чем же отличается бесплатная приватизация садовых участков от дачной амнистии?

 

– О бесплатном предоставлении садовых участков (приватизации) речь идёт тогда, когда земельный участок принадлежит государству и у гражданина есть только членская книжка садовода.

 

При оформлении прав по «дачной амнистии» у гражданина имеются документы, подтверждающие или свидетельствующие о предоставлении ему земли до введения Земельного кодекса (до 30 октября 2001 года) на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

 

- Недавно вступил в силу еще один Федеральный закон, получивший наименование «дачная амнистия 2.0». Расскажите, в чем его суть?

 

- Этот закон направлен на то, чтобы упростить оформление прав на индивидуальные жилые дома тем гражданам, у которых вообще нет никаких правоустанавливающих документов (ни на землю, ни на дом). До 1 июля этого года в подобной ситуации граждане должны были доказывать свои права на дом и земельный участок только в судебном порядке. В связи со вступлением в силу с 01.07.2022г. Федерального закона от 30.12.2021г. №478-ФЗ разрешить вопрос узаконения прав на указанную недвижимость можно без обращения в суд в порядке так называемой «дачной амнистии 2.0». В этом случае за оформлением правоустанавливающих документов необходимо обратиться в администрацию района по месту нахождения земельного участка.

 

- Документов у гражданина нет, но условия для решения вопроса по узаконению объекта недвижимости, наверное, все равно  существуют? Или теперь без документов можно оформить любой дом?

 

Важно, чтобы дом и земля соответствовали установленным законом критериям:

  1. земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  2. жилой дом возведен до 14.05.1998 г.;
  3. жилой дом расположен в границах населенного пункта;
  4. жилой дом используется гражданином для постоянного проживания;
  5. жилой дом не признан самовольной постройкой, подлежащей сносу;
  6. жилой дом не является домом блокированной застройки или многоквартирным (в том числе двухквартирным) домом.

При обращении в администрацию необходимо представить любые документы, подтверждающие факт владения домом:

- документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в доме до 14.05.1998 г. (прописка);

- выписка из похозяйственной книги или из иного документа, в котором содержится информация о доме и его принадлежности заявителю;

- документ о технологическом присоединении жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающий оплату коммунальных услуг;

- технический паспорт (документ технического учета), составленный до 01.01.2013г., в котором указан заявитель как правообладатель дома или заказчик технического паспорта и что жилой дом возведен до 14.05.1998г.;

- документ, подтверждающий предоставление или передачу иным лицам земельного участка;

- документ, выданный заявителю нотариусом до 14.05.1998 г в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.

В рассматриваемом случае такими документами могут быть домовая книга и технический паспорт.

 

- В какой срок должны быть рассмотрены поданные документы?

Срок рассмотрения документов местной администрацией составляет 30 дней (в этот период осуществляется осмотр жилого дома в целях подтверждения его наличия, осуществляется опубликование извещения о предоставлении земельного участка).

Если поданы документы о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принято положительное решение, то подача отдельного заявления о предоставлении земельного участка не требуется.

После принятия решения о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления должен направить в Росреестр в электронном виде документы для государственной регистрации права собственности на земельный участок и жилой дом. Результатом всей проделанной работы станут выписки из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающие зарегистрированные права. Срок регистрации бытовой недвижимости в настоящее время, если документы направлены исполкомом, составляет 3 рабочих дня.

 

- Дачной амнистии уже много лет. Тем не менее, давайте напомним нашим гражданам, что она даёт?

 

– Действующие нормы законодательства позволяют в упрощенном порядке оформить права собственности на земельные участки для индивидуального жилищного строительства, садоводства, строительства индивидуальных гаражей, а также постройки на этих участках. Если говорить о постройках, то такой упрощенный порядок не требует получения разрешения на строительство, а также уведомления муниципальных органов о начале и об окончании строительства или реконструкции объектов.

 

- Какие объекты капитального строительства можно оформить в упрощенном порядке?

 

 – Это жилые и садовые дома, индивидуальные гаражи, хоз.постройки,  которые расположены на земельных участках, предоставленных для садоводства, индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (в границах населенного пункта) или с целью строительства гаража для собственных нужд.

       Дома, как жилые, так и садовые, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то есть должны быть не более 20 метров высотой, иметь не более трёх надземных этажей и состоять из комнат и вспомогательных помещений, предназначенных для бытовых и иных нужд, связанных с проживанием граждан.

 

- Какие документы понадобятся?

 

 – Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав;

 – технический план на объект капитального строительства. Он составляется кадастровым инженером на основании декларации об объекте недвижимости, составленной и заверенной правообладателем участка;

     (Рекомендуем, прежде чем заключить договор с кадастровым инженером на выполнение работ, убедиться, что он включён в государственный реестр кадастровых инженеров. Этот перечень размещён на официальном сайте Росреестра, там же можно ознакомиться с рейтингом кадастровых инженеров).

    - правоустанавливающий документ на земельный участок понадобится, если право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН, но возникло до 01.01.2000г. Таким документом может быть государственный акт, свидетельство о праве на землю. При этом если право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН, то его также надо будет зарегистрировать одновременно с регистрацией права на постройку.

 

- Куда и в каком виде подавать документы?

 

•        В бумажном виде при личном визите – в МФЦ;

•        В электронном виде (при наличии сертификата усиленной квалифицированной электронной подписи) через личный кабинет на официальном сайте Росреестра.

Госпошлина за регистрацию первичного права собственности составляет 350 руб., но только при первичной регистрации прав на объект недвижимости.

 

 

- Задам банальный вопрос: для чего оформлять право собственности на объект недвижимости? Если гражданин десятилетиями владеет, допустим, своим участком и домом, никто на эти объекты не претендует?

 

    Отвечу всем тем, кто не спешит оформлять права в установленном законом порядке: право собственности возникает с момента государственной регистрации права (за исключением, возникновения права в силу закона: по наследству или после выплата паевого взноса в кооперативе). Если право собственности не зарегистрировано, то владелец объекта недвижимости не вправе им распорядиться: подарить, продать, заложить, завещать. Такой объект недвижимости не перейдет по наследству. Кроме того, в случае возникновения ситуаций, когда участок с постройками на нём изымается для государственных или муниципальных нужд (к примеру, для прокладывания дороги), то владелец не получит компенсацию только за недвижимость, право на которую не зарегистрировано.

     Все мы понимаем, что чаще всего граждане, которые не обращаются за оформлением прав на свою недвижимость, не желают платить налог, но я хотела бы обратить внимание на действующий в настоящее время Федеральный закон (№518-ФЗ) о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, согласно которому муниципалитетами проводится работа по выявлению тех правообладателей, которые уклоняются от регистрации прав на объекты недвижимости, в том числе на земельные участки. Для этого закон наделил местные органы власти возможностью путем осмотра, направления запросов в различные органы выявить таких правообладателей и направить информацию о них в Росреестр для внесения соответствующих сведений. Внесение таких сведений в ЕГРН не приравнивается к государственной регистрации права, но будет являться основанием для последующего налогообложения.

    А в случае если правообладатель не будет выявлен, орган местного самоуправления в отношении такого объекта недвижимости запустит процедуру признания его бесхозяйным с последующим оформлением в муниципальную собственность.

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International