В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должно обеспечиваться выполнение установленных санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов биологических факторов (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные) среды обитания детей и условий их воспитания, а также должны своевременно и в полном объеме проводиться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Как обеспечить содержание помещений в детском саду в соответствии с требованиями санитарного законодательства? Данный вопрос комментирует ведущий специалист-эксперт Елабужским территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) Ахметзянова Д.Р.
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий оказания услуг по воспитанию и обучению.
Все помещения подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств. Влажная уборка в спальнях проводится после ночного и дневного сна, в спортивных залах и групповых помещениях не реже 2 раз в день. Столы в групповых помещениях промываются горячей водой с моющим средством до и после каждого приема пищи.
С использованием дезинфицирующих средств подлежат ежедневной уборке следующие помещения: туалеты, умывальные, душевые, помещения для оказания медицинской помощи, буфеты, производственные цеха пищеблока. Обязательно ежедневно протираются дверные ручки, поручни, выключатели с использованием дезинфицирующих средств.
Санитарно-техническое оборудование ежедневно должно обеззараживаться. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются ежедневно теплой водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья человека. Горшки моются после каждого использования при помощи щеток и моющих средств. Ванны, раковины, унитазы чистят дважды в день или по мере загрязнения щетками с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
Для уборки помещений у помощника воспитателя дополнительно должен быть отдельный халат.
Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора. Ковровые покрытия ежедневно очищаются с использованием пылесоса. Ковровое покрытие не реже одного раза в месяц подвергается влажной обработке. После каждого занятия спортивный, гимнастический, хореографический, музыкальный залы проветриваются в течение не менее 10 минут. Проветривание в присутствии детей не проводится.
Генеральная уборка должна проводиться во всех видах помещений не реже одного раза в месяц (в смену) с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Помещения постоянного пребывания детей для дезинфекции воздушной среды оборудуются приборами по обеззараживанию воздуха.
Требования к мытью игрушек.
Игрушки моются в специально выделенных, промаркированных емкостях ежедневно в конце дня, а в группах для детей младенческого и раннего возраста - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.
Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед использованием детьми моются проточной водой с мылом или иным моющим средством, безвредным для здоровья детей.
Пенолатексные, ворсованные игрушки и мягконабивные игрушки обрабатываются согласно инструкции производителя.
Игрушки, которые не подлежат влажной обработке (мытью, стирке), допускается использовать в качестве демонстрационного материала.
Требования к смене постельного белья и полотенец.
Смена постельного белья и полотенец осуществляется по мере загрязнения, но не реже 1-го раза в 7 дней. Грязное белье складывается в мешки и доставляется в прачечную. Для сбора и хранения грязного белья выделяется специальное помещение или место для временного хранения. Чистое белье хранится в отдельном помещении, в гладильной или в специальном месте в закрытых стеллажах или шкафах. Выдача чистого белья организуется так, чтобы было исключено его пересечение с грязным бельем.
Постельные принадлежности (матрацы, подушки, спальные мешки) проветриваются непосредственно в спальнях во время каждой генеральной уборки, а также на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны. Постельные принадлежности подвергаются химической чистке или дезинфекционной обработке один раз в год.
Требования к уборочному инвентарю и приготовлению дезинфицирующих растворов.
Уборочный инвентарь должен быть промаркирован в зависимости от назначения помещений и видов работ. По окончании уборки весь инвентарь промывается с использованием моющих средств, ополаскивается проточной водой и просушивается.
Инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря, и обрабатываться после использования дезинфекционными средствами в соответствии с инструкцией по их применению.
Приготовление и использование рабочих растворов дезинфицирующих средств.
Рабочие растворы дезинфицирующих средств готовят в соответствии с инструкцией на конкретное дезинфицирующее средство. Инструкции по приготовлению дезинфицирующих растворов должны размещаться в месте их приготовления.
Рабочие растворы готовят в емкостях путем растворения необходимого количества средства (например, таблеток или гранул) в водопроводной воде в соответствии с расчетами, которые приведены в инструкцией по применению дезинфицирующего средства. Есть дезинфицирующие средства, не требующие разведения.
В инструкции подробно указано, как использовать дезинфицирующее средство для дезинфекции различных поверхностей и объектов (протирание поверхностей, обработка санитарно-технического оборудования, посуды, уборочного инвентаря и т.д.), представлены таблицы по режимам дезинфекции при инфекциях различных этиологий.
Также описаны режимы дезинфекции для проведения обеззараживания (дезинвазии) предметов обихода, игрушек, помещений, контаминированных возбудителями паразитарных болезней (цистами и ооцистами простейших, яйцами и личинками гельминтов, остриций), так как при регистрации случаев заболеваний контагиозными гельминтозами санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в течение 3 календарных дней после окончания лечения.