Финансовая услуга — банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, иная услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств потребителя.
Организации, которые оказывают финансовые услуги:
— банки;
— микрофинансовые организации в форме микрофинансовой компании или микрокредитной компании;
— страховые компании;
— платежные агенты, страховые агенты;
— кредитные потребительские кооперативы;
— ломбарды и другие.
Вклады, кредиты, денежные переводы, страховки, добровольные и обязательные накопительные пенсии – финансовые услуги могут быть разными, но в любом случае они остаются услугами. Права потребителей финансовых услуг, как и всех других, в первую очередь, защищены Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Это значит, что финансовая организация обязана Вам подробно рассказать об основных параметрах услуги, которой Вы собираетесь воспользоваться, а именно:
- содержание услуги;
- сумма и сроки всех платежей, которые должны сделать Вы, и которые будут сделаны финансовой организацией в Вашу пользу (в т.ч. за дополнительные/связанные услуги);
- обязательства сторон по договору;
- штрафы и пени за невыполнение обязательств;
- риски, вероятности выигрышей и потерь;
- возможность досрочного прекращения сделки и связанные с этим потери;
- детальная процедура оказания услуги (от заявки до закрытия договора) и др.
Ответственность потребителя – внимательно прочесть договор и подумать над тем, что Вы собираетесь подписывать. Задавайте уточняющие вопросы, если Вам непонятно что-то из объяснений сотрудника финансовой организации или неясен смысл каких-либо условий, прописанных в договоре. Ваше право на раскрытие информации о предоставляемой услуги до момента ее заключения защищено ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
1. Претензионный порядок
Обращение в организацию, нарушившую права потребителя, с претензией. В претензии необходимо указать, какие именно допущены нарушения прав и заявить конкретное требование.
Способы вручения претензии:
— направление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении отправления и описью вложений,
— вручение лично в организации с проставлением на втором экземпляре претензии отметки о ее вручении и печати организации.
Обязательный претензионный порядок устанавливается в законах.
Например, споры о выплатах по договору ОСАГО (п. 1 ст. 16.1, п. 3 ст. 19 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).
В том случае, если предъявление претензии не является обязательным для потребителя, он имеет право обратиться непосредственно в суд с исковым заявлением.
2. Обращение к финансовому уполномоченному
При возникновении имущественного спора с финансовой организацией Федеральным законом РФ от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Федеральный закон) установлен особый порядок урегулирования споров граждан с финансовыми организациями по заключенным договорам. Споры, касающиеся указанных договоров, до подачи иска в суд должны рассматриваться финансовым уполномоченным.
Финансовый уполномоченный (омбудсмен) рассматривает обращения потребителей об удовлетворении требований имущественного характера в размере не более 500 тысяч рублей (а в отношении ОСАГО — независимо от суммы требования), а также, если с момента, когда потребитель финансовых услуг узнал или должен был узнать о нарушении своего права, прошло не более трех лет.
При возникновении споров с финансовой организацией гражданин обязан до подачи заявления в суд обратиться к финансовому уполномоченному. При этом сначала он должен обратиться за урегулированием спора к финансовой организации. Если финансовая организация не удовлетворит претензию гражданина или не ответит в установленные сроки (30 календарных дней в случае письменного обращения или 15 рабочих дней при подаче заявления в электронном виде), потребитель вправе направить обращение финансовому уполномоченному.
Финансовый уполномоченный принимает и рассматривает обращения бесплатно, за исключением обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя финансовых услуг к финансовой организации. Срок рассмотрения отсчитывается с даты подачи обращения и составляет 15 рабочих дней для самого потребителя финансовых услуг и 30 рабочих дней для лиц, которым уступлено право требования потребителя.
Таким образом, при невозможности урегулировании спора в досудебном претензионном порядке, необходимо обратиться к финансовому уполномоченному при соблюдении вышеуказанных условий.
3. Судебный порядок
Впоследствии, если потребитель не согласен с решением финансового уполномоченного, у него есть право обратиться в суд со своими требованиями к той организации, к которой он имеет претензии. Правила составления искового заявления определены гл. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Исковое заявление может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя. При обращении в суд потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением его прав.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, в ходе судебного рассмотрения дела каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.